Дорога жизни


Утром встали, быстренько позавтракали, сдали квартиру и поехали на встречу с друзьями! Они приехали в город накануне вечером, а сегодня у нас в планах вместе проехать по легендарной "Дороге жизни"!!!! 

Дорога жизни – это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.

За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.

Ну и немного истории...

8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезав все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда, и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.
С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него - в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.

Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался, и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставив в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий, и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.

Движение было организовано в обе стороны по двум трассам, расположенным на расстоянии 100 - 150 метров друг от друга. Немцы постоянно вели обстрел и бомбежку магистрали, но им не удалось остановить движение. Водители грузовиков не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Только в первую зиму под лед ушло около тысячи грузовиков, а сколько здесь погибло людей, неизвестно. В память о подвиге, который совершали изо дня в день обычные люди, на берегу Ладожского озера стоит бронзовая копия легендарной "полуторке" ГАЗ - АА.

Именно на такой полуторке обычным водителем всю блокаду проработал мой дедушка! Мой невероятный, потрясающе добрый, всегда жизнерадостный и самый лучший любимый дедушка Саша!




На сайте "Память народа" нашла строку в наградном списке, где дедушку представляют к медали "За оборону Ленинграда"! (11 строка - "ефрейтор Качилов Александр Павлович шофер-слесарь 85 арм. эвакуац. рота 54 А")


Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:

   А где-то на Ладоге, в белом просторе
   От бомб и мороза взрываются льдины,
   И воют моторы, и стонут моторы,
   И тянут груженные хлебом машины -
   В пургу и обстрелы, без сна и покоя,
   За жизнь и борьбу Ленинграда в ответе.
   И было на трассе движенье такое,
   Как в мирное время на Невском проспекте.

Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья – казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!

По Дороге жизни проходила эвакуация населения - в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.

Каждый километр на "Дороге жизни" установлены пронумерованные столбы вдоль шоссе, а каждые несколько километров - памятные сооружения:

1 км. Памятник «Блокадная регулировщица»
3 км. Памятник «Цветок Жизни»
5 км. Памятный знак «Балтийские крылья»
10 км. «Румболовская гора», братское захоронение «Никто не забыт», памятник автомобилю ГАЗ-АА «Полуторка»
12 км. Сохраненный участок «Дороги Жизни»
17 км. Памятник «Катюша»
31 км. Памятное место, деревня Ириновка
40 км. Памятник «Разорванное кольцо»
45 км. Музей «Дорога жизни», филиал Центрального военно-морского музея, поселок Осиновец
46 км. ж/д. Памятник «Стальной путь», поселок им. Морозова

1-й км "Дороги жизни" находится в Красногвардейском р-не Санкт-Петербурга. (Рябовское шоссе, 129). Недалеко отсюда мы встретились с друзьями, и здесь началась наша экскурсия...


Отсюда машины шли к Ладоге, начиная свой путь в самом начале Ржевского коридора, далее к железнодорожной станции Ржевка, мимо разных населенных пунктов и до самой воды (а зимой и по льду озера), примерно 45 километров. На всем пути следования полуторок стояли регулировщицы - молодые девушки, благодаря которым машины безостановочно шли в правильном направлении. 
В любую погоду, в мороз, дождь и ветер, под разрывающимися бомбами и в голодном истощении, регулировщицы были на своем посту и указывали путь идущим машинам. 

Теперь здесь стоит первый километровый столб, памятный знак "Регулировщица" и фронтовое зенитное орудие.


3-й километр дороги - "Цветок жизни".

Памятник, расположенный на берегу речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: "Пусть всегда будет солнце". От мемориала по лестнице и березовой аллее Дружбы можно пройти к насыпному холму, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой, ленинградской школьницы-пионерки, потерявшей всех близких, пережившей блокадную зиму 1941 – 1942. Таня Савичева умерла в эвакуации в июле 1944 года, находясь в одном из детских домов Нижегородской области...









5-й км.  Памятный знак "Балтийские крылья". 
Он посвящен военному аэродрому "Приютино", который там размещался... Основу монумента составляет врытое в землю хвостовое оперение самолета, с прикрепленной по центру эмблемой.





Мемориальный комплекс "Румболовская гора" на 10-м км Дороги жизни.
У подножья горы, установлен памятник "Дуб и лавр": листья дуба олицетворяют силу, лавра – славу, а желудь – символ продолжения жизни. У обелиска – стела со стихами Ольги Берггольц:
"Дорогой жизни шел к нам хлеб,
 Дорогой дружбы многих к многим.
 Еще не знают на земле
 Страшней и радостней дороги."


Бронзовая скульптура в натуральную величину с надписью «Памяти машины-солдата» -памятник легендарной ГАЗ-АА, в народе - "полуторке".

Здесь я уже просто не могла сдерживать слезы... Ведь именно на такой полуторке дедушка отъездил всю войну!
Мне было 7 лет, когда дедушки не стало, и все мои детские воспоминания - это дедушкины объятья, дедушкины улыбки, его веселый смех... помню как мы с ним баловались и устраивали кучу-малу, как играли с ним в прятки, мы все его искали и не могли найти, а он залез в шкаф на кухне! ))) Добрый, уютный, всегда спокойный, он никогда ни на кого не поднимал голос...
Когда я расспрашивала свою маму про дедушку, про блокаду, про "Дорогу жизни" мама говорила, что он не любил вспоминать войну, редко рассказывал, слишком тяжелы были эти воспоминания...
- Иногда, бывало, за рюмочкой начинал рассказывать... рассказывал и плакал... Как было страшно... как прощались друг с другом перед каждым рейсом... Как их бомбили, а они старались не думать об этом и только объезжали образовавшиеся от разорвавшихся снарядов полыньи...



Именно "полуторка" обеспечивала жизнь блокадного города, доставляя с "большой земли" по ледовой дороге топливо и продовольствие и вывозила детей и раненых в советский тыл. И по праву считается символом победы в Великой Отечественной войне.





едем дальше...


Возле указателя "12 километр" свернули в поле, здесь сохранился участок той самой, настоящей Дороги жизни...





А это уже 17-й км. Памятник "Катюша".


Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку. На невысокой гранитной стене надпись:

1941-1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.




31-й км. Мемориальная стена с именами погибших защитников Дороги Жизни и три стелы, посвященные воинам, погибшим на Дороге Жизни при защите осажденного Ленинграда, девушкам - воинам инженерных и медицинских частей и ленинградцам, погибшим при эвакуации...
строки стихотворения М. Исаковского:
"Куда б ни шел, ни ехал ты,
 Но здесь остановись.
 Могиле этой дорогой 
 Всем сердцем поклонись."


Так как многие, не выдержав голода и холода, умирали, не дотянув до станции, где находился пересылочный пункт, именно ириновские жители хоронили умерших...







И вот мы у мемориала "Разорванное кольцо"!
Коля позирует Коле.




Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними - "Дорогу жизни". На площадке под арками в бетоне - следы протектора машин. Рядом с мемориалом расположены два белых железобетонных шара, имитирующие прожекторные установки, и подлинное 85-мм зенитное орудие.




У подножия кольца выбиты строки:
   "Потомок, знай: в суровые года,
     Верны народу, долгу и Отчизне,
     Через торосы ладожского льда
     Отсюда мы вели Дорогу жизни,
     Чтоб жизнь не умирала никогда!"
                              Бронислав Кежун








Решили попробовать подойти к озеру...


к озеру не подошли...


зато набрали полные пригоршни лягушек... ))))))






А это мы уже в Ладожском озере (не в самом озере, а в одноименном населенном пункте)... Приехали, и начался дождь!
Удачненько пересидели его в кафе, заодно и пообедали...
Озеро во время дождя:




А потом вышли, и...


дети нашли прикольную крутилку и начали беситься!!! )))))


иностранцы (которых здесь была целая куча) были в восторге! снимали, фотографировали, улюлюкали! )))))




а самые отчаянные даже пытались присоединиться! ))









Немножко распогодилось, и Аленка без раздумий залезла в ледяную воду...



Аришка подскользнулась на камне, шлепнулась в воду и, так как теперь терять было уже нечего, тоже пошла купаться.


Потом, глядя на них, в озеро залез и Вовка:




А это я попыталась сфотографировать Осиновецкий маяк - самый высокий маяк не только на Ладоге, но и во всей Европе. Он тоже является одним из главных символов великого подвига защитников Ленинграда и его жителей. 
Сегодня на здании Осиновецкого маяка можно увидеть мемориальную доску с надписью: "Отсюда в 1941-1943гг. по легендарной "Дороге жизни" под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно".

Кстати, маяк действующий. Жалко только, что он со всех сторон обнесен забором, нормально не сфотографировать... (ниже еще будет фото маяка с набережной)




45-й км. Музей "Дорога жизни"... Приятный бонус - вход для многодетных бесплатно. 


С 1972 года здесь существует музей, полностью посвященный работе спасительной трассы. Это филиал Центрального военно-морского Музея Министерства обороны РФ. 
Здесь же и музей под открытым небом. На всей территории вокруг здания памяти расположены подлинные военные машины, самолет, орудия, сани, повозки, полуторка, поднятая со дна Ладоги, первые конные обозы, проверявшие ледовую дорогу, буй, катера, бронеплиты, каски и многие другие предметы того времени. Ржавчина, сколы, вмятины, трещины и следы от разрывов бомб тоже видны на многих экспонатах.





Ходила по музею - рассматривала экспонаты, всматривалась в многочисленные фотографии... а вдруг?






Осиновецкий маяк:















Дети гладят кошку...


и так как Коле я ее погладить не дала, тянется хоть ножкой потрогать... ))))







46-й км. Конец сухопутной части "Дороги жизни".
Стальной путь - мемориал, сооруженный в 1973 году на железнодорожной станции Петрокрепость около посёлка имени Морозова.
Рядом со стелой на вечную стоянку установлен паровоз-воин "Комсомолец"...





Здесь у Ладожского озера, пройдя всю сухопутную часть "Дороги жизни", мы расстались с друзьями. Они вернулись в Питер, чтобы продолжить свой отпуск, ну а нам пора домой, завтра у всех обычный будний день с работой и тренировками...

Как только мы сели в машину и сказали детям, что теперь едем уже до дома, все моментально вырубились. ))



И из дома выезжали в ночи, и обратно опять поедем ночью... Да, насыщенные выходные получились!!! ;)



Огромное спасибо Жене и Коле за чудесную поездку и интересный маршрут! А Веронике, Ярику и Вове - за замечательную и любимую компанию! ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий