Ты увидишь, что напрасно называют Север Крайним... Часть2.

начало здесь...

Едем в Мурманск, там нас уже ждет гостиница "69 параллель", которую мы забронировали еще из дома...

Заселились, намылись, переоделись и счастливые, но пока еще голодные, пошли искать где-бы поужинать... (на самом деле, столкнулись с проблемой, что накормить нашу ораву - это настоящая проблема для кафе в небольших городах! поэтому и сейчас часть наших разместились в "Дровах", а те, кто там не поместились - отправились дальше на поиски, где бы еще перекусить... )))
Это мы неподалеку нашли отличное местечко - Блинную! Я заказала себе драники. (если их умеют готовить, я их обожаю! или есть второй вариант...))) Здесь драники вкуснющие, смело рекомендую! ))

ммм...

а потом мы всей толпой пошли гулять по ночному Мурманску... "ночному" - условно, около 11 ночи здесь еще солнышко:

На доме мемориальная табличка... (на следующий день у нас запланирована экскурсия на атомный ледокол "Ленин"...

"Угуляли" детей... (а эту аленкину палку мы потом возили с собой еще несколько дней :))

это так самое темно:

Утром мы уже на Ледоколе! Ледокол "Ленин" - это первый в мире атомный ледокол, первое надводное судно с ядерной силовой установкой, построенный в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Сейчас это музей. На самом деле, этот ледокол - это величайший из первых и единственный такой, по которому можно пройтись! "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!.." ))

Латунная карта походов ледокола. Кстати, со слов экскурсовода, именно этот корабль почти 150 раз обошел земной шар, если считать по экватору...

Экскурсовод нам все показала, рассказала, ответила на наши вопросы - пересказывать не буду...
Скажу только, что  гордость за страну просто невероятная!!! Ряд стран в мире обладают ледокольными судами: США, Канада, Китай, но только в России есть единственный в мире атомный ледокольный флот!

Принцип работы ледоколов был придуман русским адмиралом Макаровым. Особенностью судов является, в первую очередь, особая конструкция корпуса и носа. Корпус обычно бочкообразный, со специальным ледовым усилением в том месте, где проходит ватерлиния, или «ледяной пояс», что препятствует истиранию корпуса о льды и потенциально возможному сжатию. Нос у ледокола имеет так называемую ледокольную форму, слегка «вздёрнут», что позволяет судну сходу выползать на кромку льда, и, конечно же, важнейшей особенностью такого судна является вес, так как именно весом ледокол проламывает лёд под собой. Помимо этого ледоколы имеют М-образную корму, что позволяет осуществлять буксировку судов, а в ряде случаев и стыковку с другими ледоколами.

Потом мы еще немного погуляли по Мурманску...

Конечно же, не могли не поехать к самому знаменитому памятнику Мурманска - легендарному «Алеше»! Впечатляющая фигура русского солдата, которая установлена на одной из самых высоких сопок Кольского залива...

мужики ржут, что мы греемся...

Пообедали в городе и снова в путь...

Держим путь к... Северному Ледовитому океану!!!

Погодка только добавляет колорита - как-никак держим путь на край земли!

Страшилки на дороге:

А эта страшилка еще более страшная! :))))
(но, честно сказать, судя по количеству мусора вдоль обочин - оно и не нужно никому...)))

Вот он! край земли!

Не могла не сфотографировать граффити - стиль один-в-один, как у нас в Федоскино! (Позже в интернете вычитала, что автором граффити является известный норвежский стрит-художник Pøbel.)

Знаменитая ныне Териберка - небольшой поселок на Баренцевом море, где снималось большинство сцен фильма «Левиафан»...

Едем дальше...

доезжаем докуда можно доехать, а дальше пешком...

Ааааааа!!!! Северный Ледовитый океан! (как назвал его Вовка - Северный Ядовитый океан)))))

на улице +8, и я еще не подозреваю, что на следующий день буду в нем купаться...

- Пап, не надевай мне капюшон, мне надо красивой сотографироваться!

Фотографирую Lady in red...

О! Я ж тоже гожусь!!! )))

фото (будет позже)

Потом пешком идем еще километра 3 до водопада из Малого Батарейского озера... По пути собираем воронику, Женя научила как ее надо правильно есть, точнее даже пить. :)

Чет мне кажется, что дети не горели желанием фотографироваться... )))

а это и само озеро:

Обратная дорога:

Сегодня у нас ночевка на берегу Баренцева моря.

День рождения Даши.
(фото пока нет)

1 августа. Утро. Аааааа!!!!! Я в шоке! Два психа!!!

(кстати, сразу подплыли погранцы, поздоровались, посмотрели, что все в порядке и уплыли...)

А я ж смотрела-смотрела на брата с племянницей и... "не вынесла душа поэта..." ©
Водичка бодрит!!! )))

показываю мужу, что нужно сбегать за текилой, а лизнуть можно будет меня... :)))

- Мама, почему ты не взяла меня с собой купаться?

- Это тебе!

собираемся...

Не могли проехать мимо пещеры и не залезть в нее! ))

Едем обратно. Отлив.

возвращаемся через Териберку... Сегодня нет тумана, и проглядывает солнышко - уже и не так зловеще все. :)))

Магазин:

Почта:

Хотела серьезная сфотографироваться...

но расчихалась не вовремя... )))

Накануне был сильнейший туман, и мы не видели эту красоту вокруг!

тундра...

Дети нашли зайца и гоняли его, а Андрей умудрился сфотографировать!

Возвращаемся в Мурманск, переезжаем через Кольский залив Баренцева моря на западную сторону и едем на северо-запад в сторону Печенги...

там вдалеке на сопке виднеется памятник "Алеша"...

Долина Славы - это переименованная в 1965 году Долина Смерти.
Именно здесь, в Долине Смерти, в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска. Для захвата города через тундру были направлен егерский корпус «Норвегия» генерала Дитля, состоящий преимущественно из австрийцев и норвежцев. Первый серьезный отпор от советских войск противник получил при попытке форсировать реку Западная лица. Советские войска, под руководством командира полка Иванникова, занимали ключевые высоты в этом районе, что позволило остановить продвижение нацистов. До сих пор на окрестных сопках сохранились многочисленные фортификации, доты и окопы, что говорит о длительном противостоянии и формировании линии фронта. Ключевой стала дата 8 сентября 1941 года, в этот день немецкое командование бросило все силы на последнюю атаку. Бои продолжались более 10 суток, но неся огромные потери корпус «Норвегия» отступил и перешел в оборону.

Записки погибших защитников Заполярья... Без слез читать невозможно...

Дети какую-то собаку нашли...

играют с ней:

Поворот на Заозерск (закрытый город - "колыбель атомного подводного флота"). Там нам объяснили, что водопад, который мы разыскиваем, мы проскочили... Разворачиваемся обратно:

Находим нужную своротку...

Здесь и встаем на ночь...

Это самая северная точка, на которой мы ночевали в нашей поездке! Ночью светло как днем. Девчонки даже в 2 часа ночи умудрились сходить за грибами! по настоящему... ;))))))

утренние процедуры:

утренняя фотосессия:

а это мы с Женькой пошли посмотреть чего мой брат наловил, да грибы нас затянули - оторваться ж невозможно! :))

собирать в таком лесу - одно удовольствие!

вернулись через час с полными пакетами! пока народ ходил смотреть прыгающую семгу на порогах, мне надо было быстренько почистить грибы...

водолазы в реке:

едем в самую западную точку поездки...

КПП. Здесь уже приграничная зона, проверка документов...

Идем смотреть красивейший водопад на реке Титовка. Крутой спуск вниз, половину на попе... :))

фото видов водопада
(надеюсь, появятся...)

едем дальше на северо-запад...

но ехать все сложнее и сложнее... Женька проверяет брод:

и вот мы останавливаемся... народ решает, что на их машинах дальше проехать возможности нет... :((

Обедаем... пока я супчик варю и утренние грибы, чтобы не испортились, папа с Аленкой опять "сотографируются" :))

гы )) пока Ариша не появилась )))

обед:

Миша с Танюшей:

Аринка Вовку заловила:

Аленка опять чего-то из леса тащит - добытчица моя!

В общем, решаем, что дальше уже не едем - не все машины проедут. Мы с Женей быстренько пешком сбегали до еще одного водопада...

(на самом деле в моем фотоаппарате куча таких фоток! пугаю Женьку, что в следующий раз я отдельный отчет сварганю - только из таких фотографий! ))))

Ночевать возвращаемся на Западную Лицу, где стояли накануне...

Мы с Женей, Вероникой и Ирой опять сбегали за грибами:

Поужинали вкусненькой картошечкой с грибами, посидели у костерка, чай попили, поболтали и только разошлись по палаткам - начался ливень! Дождь не прекращался всю ночь, но ровно к подъему - к 8 утра, прекратился как по мановению волшебной палочки!
Видно, мы прошли какие-то испытания, и природа смилостивилась над нами! )))

Утром, пока мужчины грузили машины, Женька мне:
- Лен, хочешь, давай быстренько сбегаем на пороги?
Я ж накануне не ходила со всеми - грибы чистила... Говорю:
- Давай!

Ааааааааа!!!!!!!!! Это круто!!! Это нереально!!! Я раньше такое только в Дискавери видела!!!
Хорошо, что с собой телефон оказался!

Сегодня мы едем на немецкие укреп-сооружения.

Я уже писала, что линия фронта остановилась на берегах реки Западная Лица, в местах, которые ныне носят название Долина Славы.
Немцы вгрызались в заполярный гранит 4 года, строили мощные оборонительные сооружения. Но всего за три недели советские воины разгромили группировку противника, четыре года готовившуюся к обороне.

Бросили машины на дороге и полезли на сопку смотреть многочисленные фортификации, доты и окопы...

И снова дождь начался ровно в ту минуту, когда мы вернулись с сопки и сели в машины!

Опять через Мурманск...

Закупаем продукты, обедаем, дальше наш путь уже на юг - в сторону дома...

Если окажетесь в Мурманске - мой совет: непременно заказывайте здесь местную рыбу!!! Пальчики оближешь!
У меня треска с помидорами и сыром:

Мурманск, пока! До новой встречи!

3 августа, стоянка на Колозере.
Сегодня у нас последний совместный ужин. Наша общая поездка заканчивается, завтра в обед мы все разъезжаемся... Кому-то пора на работу, кому-то срочно надо домой... От этого немного грустно.

На ужин у нас:

Хотелось бы написать, что это наши рыбаки наловили, но... :)) Профессионалы раскусят - это морская форель, купили в Мурманске... :)))

Обычные вечерние хлопоты - ставим палатки, разводим костер, готовим прощальный ужин...

На резиновой лодке подплыли рыбаки, у них тут рядом машина стояла. Поздоровались, "как дела?", "как рыбалка?"... И вот они ни слова ни говоря, просто проходя мимо стола, кладут нам пару сигов и форель! Северяне - они невероятные!

Уха, на гриле форель морская, форель речная, сиги, на гарнир жареные подосиновики, вино - шикарный ужин! (как сказали мои, в этой поездке грибы у них скоро из ушей полезут, зажрались, да?))))

Разошлись опять часа в 2 ночи...

Утром:

4 августа. Едем в Мончегорск. Это женин родной город, из которого они с родителями переехали, когда Женя уже окончила школу... Она провела нам обзорную экскурсию по городу. Когда-то и я была с Женькой здесь пару раз, с удовольствием повспоминали-понастальгировали...

Так как музей открывается только в 12, сначала поехали на гору Монча. Монча - в переводе с саамского языка означает красивая. Вид с красивой горы Монча на красивый город Мончегорск:

И мы такие... монче-мы :)))

Если честно, то я никогда особо камнями не интересовалась... до этого музея!
В его экспозиции представлены цветные камни и изделия из них. А «визитная карточка» музея - аметистовые щетки! Это лиловые, сиреневые, темно-фиолетовые кристаллы с месторождений Кольского полуострова — мыс Корабль и Терский берег.

Попрощались с ребятами, наша совместная поездка закончилась, пора разъезжаться... :(
Кто-то поехал домой сразу и без остановок, кто-то не спеша и с ночевками...

- Коля, огромнейшее спасибо тебе за невероятно насыщенную поездку, за отличную организацию, за твою просто титаническую работу! Ребята, спасибо вам за классную компанию и за замечательный отдых!

А у нас и у Миши с Таней еще остались несколько дней отпуска, и мы решили еще чуть-чуть продлить путешествие!

После посещения Музея цветного камня, вариантов куда поехать просто не было! Мы едем на Терский берег и мыс Корабль. Не посмотреть на аметистовые щетки, которые, как нам сказали, лежат прямо под ногами, мы не могли! ))

Мыс Корабль – это проявление аметистов известное с шестнадцатого века. Берег здесь сложен очень прочным песчаником красного цвета, пронизанным многочисленными кварц-аметистовыми жилами. Кроме кварца и его цветных разновидностей фиолетового аметиста и чёрного мориона в жилах также встречаются флюорит и барит. Главным богатством этих мест всегда считалась аметистовая щётка, в наши дни она по-прежнему активно применяется в производстве сувениров и ювелирных украшений.

По трассе Кола едем до Кандалакши, а дальше поворачиваем на восток и едем вдоль Белого моря...

Воду мы набрали заранее в роднике, поэтому на ночевку встали просто на берегу моря...

Я просто влюбилась в Белое море! В моем личном рейтинге теперь это море номер один! :))

Утром снова выезжаем на грейдер...

Рыболовецкое село Кашкаранцы.

Кашкаранцы - село в Терском районе Мурманской области. Входит в сельское поселение Варзуга. Население - 79 жителей (2010). Расстояние от районного центра 100 км. Расположено на берегу Белого моря. Рыболовецкий колхоз.

Проехав по селу, жителей мы так и не увидели. И лишь только двери в некоторых домах по старинке подперты палочкой (что означает, что хозяев нет дома)...

Зато есть библиотека!

На берегу стоят маяк и метеостанция:

С давнего времени в Кашкаранцах существовала часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная иноками Соловецкого монастыря, жившими здесь на приказе при рыбных ловлях. В 1866г. пристроили алтарь, и часовня стала церковью. В 1894г. эта церковь сгорела, вместо сгоревшей в следующем году была построена новая. Рассказывают, что деньги на ее постройку дал польский купец Конрад Галтер, который на своем судне потерпел крушение в шторм, чудом достиг кашкаранского берега и был спасен жителями села. В советское время (1932) церковь закрыли, здание использовали под сельский клуб. В 2002г. церковь была возвращена епархии и отреставрирована.

Кроме нас в Кашкаранцах еще машина с немецкими номерами... Вообще, на удивление, за наше путешествие по Кольскому встретили очень много иностранцев: немцы, норвежцы, голландцы... Мне кажется, что путешествующих иностранцев здесь даже больше, чем соотечественников! ))

В нескольких километрах от села на берегу моря стоит небольшая часовня. Место это известно с XVI века, когда, выбирая невод, рыбаки вытащили с ним на берег и тело некоего монаха. Предание гласит, что утопший руками держался за снасть и был в полном монашеском облачении, даже с клобуком на голове.
Неизвестный инок был похоронен там же, на берегу, над могилой поставлен крест, позже возведена часовня. Вскоре выше по берегу, напротив часовни, открылся источник. Часовня и источник всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного Инока. В промысловое время в ней всегда горела неугасимая лампада.

Часовня Безымянного инока Терского:

Урррааа!!! Вот мы и доехали до поворота на мыс Корабль!

ну правда же оно белое?!!

Припарковались и бегом к морю - за аметистами! :))

Ходили-лазили-искали - ничего нет, ну, думаем, не судьба...

И тут... из-за туч выглянуло солнышко! и аметисты заблестели!!! Один камень, второй, третий... Ааааааа!!!!! Да их полно кругом!

первый! ))

Фиолетовые, от почти бесцветного бледно-фиолетового, голубовато-фиолетового до пурпурного, темно-фиолетового, почти черного...

Хватаем, выбираем, фотографируем!!! Один, второй, третий,.. двадцатый... Разные, один красивей другого!

Все блестит и переливается, красота неописуемая!!!!!

Дети набрали полные руки и полные карманы! ))

:)) штаны сваливаются!

Ревизия. :)) Выбрали только самые-самые, остальные оставили здесь же на столе...

А я все никак не могу оторваться от нереального Белого моря!

Пообедали, мою посуду:

и вперед! едем в Варзугу...

Такой нас встретила Варзуга:

Ва́рзуга - село в Терском районе Мурманской области. Население — 363 жителя (2010). Село расположено на двух берегах реки Варзуги в 22 км от ее впадения в Белое море. Левая, более древняя сторона села носит название Никольской, а правая — Пречистенской, или Успенской стороны (по названиям храмов). Считается первым русским поселением на Кольском Севере. Одно из первых упоминаний о ней содержится в грамоте 1466 года, когда варзужанин Тимофей Ермолинич передал Соловецкому монастырю свои угодья.

А вот и само село, расположенное по обоим берегам реки:

К сожалению, нам удалось побывать только на Пречистенской стороне, на другую не поплыли (да-да, моста там нет, и все жители переплавляются с одного берега на другой на лодках!)...

Успенская церковь (1674) представляет собой деревянный шатровый храм, и как многие храмы Русского Севера, сооружена «без единого гвоздя». Все ее составные элементы выглядят удивительно пропорционально, что придает памятнику торжественный и величественный вид. Храм построен согласно принципу "золотого сечения".
Посвящена Успению Пресвятой Богородицы.

А это рядышком Афанасьевская церковь:

Афанасьевская церковь основана соловецкими монахами в конце XV века. Нынешнее здание церкви возведено в 1854 году. Церковь была закрыта в 1932 году. В ней находились ясли, позже мастерская по шитью лодок, а ещё позже клуб. При этом была уничтожена глава церкви. Храм возвращен приходу и восстановлен в 1999 году. Второй престол церкви посвящен преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам.

Возрождение Варзуги продолжается, это новые маковки для Никольской церкви:

Колокольня:

А на другой - Никольской стороне - свои церкви: Петропавловская - Церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла и Никольская - Церковь Николая Чудотворца.

Эх, времени мало, на другую сторону не поплыли...

А еще мы не стали ждать местную достопримечательность - плавающих на заливные луга коров, тем более, что обычно это происходит именно в августе, когда течение в реке становится слабее... :((

фото и видео из интернета:

Тротуары в Варзуге классные! ))

Местный "аист":

А это я попыталась сфотографировать Поклонный крест, установленный на месте первого на Кольской земле русского поселения!

В центре кадра (на Никольской стороне):

Там, где он установлен, находилось древнее городище, укрепление первых варзужан, разгромленное пришлыми ворогами, как следует из летописи, в 1419 году.

А мы едем обратно... Какое море там впереди, понятно по цвету. :)))

А меня мучает сознание того, что вот в Баренцевом море я искупалась, а в Белом, любименьком, - нет! Уговариваю всех опять заскочить в Кашкаранцы...

Ну надо, так надо!!! ))

Миша составил мне компанию!

Зато после моря не кажется, что на улице так уж и холодно!

да-да, маечка, подаренная свекровью, обязывает к подвигам! :)))

Едем дальше в сторону Кандалакши...

(это я все по сторонам медведя выискивала... мы с Женькой договорились, что кто медведя увидит, тому банка сгущенки! а местные сказали, что в этом году просто какое-то невероятное их количество! эх, сгущенку заработать не удалось... :))

И уже около полуночи встаем на ночевку где-то недалеко от Кандалакши в месте впадения какой-то речушки в море:

6 августа, утренние фото:

Фотографировала заливчик рано утром, все было в воде, когда дети пришли умываться, вода уже немного отошла...

А так стало, когда уезжали:

В третий раз в этом источнике под Кандалакшей набираем воду... ))

город:

Наконец-то проезжаем полярный круг в хорошую погоду!

В Медвежьегорске попрощались с ребятами, они поехали в Питер, а нам надо к 9 августа непременно в Тверь, у сестры день рождения, мы клятвенно обещали быть!

Едем вдоль Онежского озера, решили еще заскочить в Шуньгу и Толвую - посмотреть на добычу шунгита (который так и называется по названию заонежского села Шуньга, где порода впервые была обнаружена и действовала штольня).

Онежское озеро:

Возле Толвуи. Это хранение шунгита:

А здесь добыча:

Еще немного Онежского озера по пути обратно:

Эх, дождь спутал все наши планы: хотели еще раз переночевать где-нибудь на озере или на речке и утром заехать на водопад Кивач. Но вечером, когда решили вставать, начался дождь. Под дождем разбирать палатку поленились (палатка наконец-то за всю поездку нормально просохла за последние пару дней, точнее ночей), в общем, на Кивач приедем в другой раз. Теперь есть повод... ;)

Утром остановились на берегу реки Волхов и позавтракали.

попили чай с местной малинкой...

И поехали в Новгород.

Конечно же, в Новгородский кремль!

Ура! Наконец-то жара! Соскучились! ;)

Идем, никого не трогаем... Вдруг кто-то нас окликает! Каково же было наше изумление, когда мы встретили здесь друзей?!! Ребята тоже проездом, у них отпуск - поход на байдарках по Карелии, с выходом в Белое море. Они едут на место встречи в Повенец! (?) (мы оттуда, они туда!)

Погуляли по Кремлю...

Прокатились на лошадке...

Пофотографировались...

А это мы заехали искупаться в речке Тьма уже недалеко от Твери.

Потом мама сказала, что у них отключили горячую воду, и мы заехали к Ане с Никитой помыться, благо они по пути живут! :))

От них выехали, когда уже стемнело.

Моя любимая Тверь ночью:

да... ночи тут совсем НЕ белые... :))

А на следующий день Анютка отмечала свой день рождения там же на Тьме.

Аня наконец-то прошла весь квест (Никита ее неделю мучил!) и получила заслуженный подарок - поездку в Питер!

Накупались, наигрались, набесились, наелись шашлыков. Здорово!

После речки заехали к Никите и Ане домой попить чайку...

Очень вкусненький торт-мороженое!

- Анюта, еще раз с Днем рождения тебя!

Вот такой вот получился хэппиэнд у нашего путешествия и отпуска. ;)))

А это карта:

Эх, километраж забыла посмотреть по приезду (ага, когда выезжали, даже фотку сделала с циферками, а когда приехали, вот даже и не вспомнила...), но примерно около 5500 опять накатали.

1. Здорово! Молодцы! Команда действительно большая и дружная :)!

2. Лена, что за живописный палец на фото паропроизводящей установки ледокола?

3. Почему написано дама в красном там ведь три дамы, значит: ladies

4. И еще вопрос по карте: где можно узнать какому месту соответствует каждая буква? Например я не помню чтобы мы заезжали в точку С?